Ленин и печник

Ленин и печник

Оговорюсь сразу – это не литературная критика. Классическая критика, как литературная форма, не вписалась в новые времена.

Итак.

         Александр Трифонович Твардовский - великий поэт. Прежние поколения знают, а новым, уверен, еще предстоит прикоснуться к поэзии, гармоничная простота которой является совершенством жанра.

         «Страна Муравия», «Василий Тёркин», «За далью-даль».

В этой обойме – памятное ещё по школе стихотворение «Ленин и печник». Сюжет прост: какой-то печник, проживавший в Горках, встретил шагающего через заливной луг Ленина, и ну, его честить. Что, мол, топчешь покос, другого места нет, что-ли? Кто таков? Ленин, соответственно, представляется – немая сцена.

Через какое-то время, уже по первой пороше (октябрь, видимо), от Ленина приезжают люди и увозят печника. Как позже выясняется, починить вождю печку. Тот с радостью выполняет просьбу, после чего стол, разговоры и, как бы ни за полночь, - домой.

Не спала жена, встречает:/ - Где ты, как? – душа горит…/ - Да у Ленина за чаем/ Засиделся, -  говорит…

         Такая вот идиллия. Но у меня, пионера 70-х годов прошлого века, не ведавшего иных идеологических постулатов, кроме уверенного движения в светлое будущее человечества, после прочтения стихотворения возникло чувство некого логического дискомфорта.

         Из текста следует, что печник, наоравший на Ленина, чего-то испугался. Забыть не может, весь в ожидании. Наверное, неловко за поступок? Обидел человека. Но ведь это же Ленин. Он добрый. Справедливый. Нет, не зря волновался печник. Приехали за ним…на коне в возке хорошем - два военных седока…

                   ...Заметалась беспокойно

                   У окошка вся семья…

С чего бы? Это же военные. Наши! Мало ли, что вошли они со словами «собирайтесь!», надо понимать – армия, дисциплина. Непонятно только, почему вошли, не поздоровавшись, не улыбнувшись.

         Жена печника - глупая баба. При военных развела слезу:

- За грубость,

За свои идешь слова...

         Некрасиво. Даже мне, читателю, неудобно. Что за сцена? Почему тревога? Ну, приехали, значит надо. Не будет же Ленин ругать печника. Не по-ленински это. И военные не будут ругать печника – они же советские.

         Воображение услужливо дорисовывало облик одного из военных – подтянутый, во френче, с усами, несколько полноватый…

 

         Прошли годы, и вся история с печником, его семьей, военными, рисуется иной.

         Возникло сомнение, что первый слой озорного стихотворения - единственный.

Есть ли подтверждение такому предположению? Есть. Ближе к счастливому финалу стихотворения печник извиняется перед вождём за содеянное, а Ильич: -

- Вон ты что,- сказал с улыбкой,

Я про то давно забыл…

То есть, факт нанесения обиды Ленин не оспаривает. Легкость потенциального «реванша» сознает, как сознает и своё особое право, в фигуральном смысле, «топтать покос». Но, так сказать, милует. От себя добавим, что милует – в случае с печником. А в других случаях?

Не нужно воображения, чтобы прочитать это произведение в совсем другом смысловом ключе.

- Вот совсем не греет печка.

И дымит. Нельзя ль помочь? - жалуется Ленин.

Дымит и не греет! Сколько многозначительной символики можно напихать под это двустишие!

Печник – профессия почётная. Не всякий владел умением сложить печь, и не только сложить, а, в соответствии с секретами мастерства, добиться, говоря современным языком, ряда оптимальных параметров – тяги, теплоёмкости, экономичности.

Таких мастеровых на руках носили, и бедность, судя по всему, была не их уделом. И владения не ограничивались характеристикой «грядка лука в огороде, сажень улицы в селе». Было сознание своей значимости, а значит, знакомое некоторым ощущение своеобразной «избранности». Карт-бланш на небольшой каприз.

         Велика ли беда – прошелся человек по покосу? Но у печника есть потребность социально себя обозначить. Продемонстрировать свою весомость.

         Лишь поняв, что не по Сеньке шапка, сдрейфил. Вот чем обусловлено дальнейшее поведение и его и семьи.

То не вековая привычка крестьянства воспринимать власть коленопреклоненно, а элементарный кураж человека, «доросшего» до права на привилегированное хамство.

 

Искусство, как известно, вечно. Ценности его непреходящи. Мы проецируем на сегодняшний мир Шекспира и Пушкина, Островского и Гоголя. Кто сказал, что Твардовский не в этом ряду?

         Замышлял ли Александр Трифонович второй пласт?

         Ленин и печник,- это явления разных порядков. Которые в какой-то исторический момент случайно, а потом уже осознанно – пересеклись.

Ленин в сознании печника – сила. Печник в глазах Ленина – печник.

Субъект, полезность которого лишь в том, что он в любой момент готов «сконструировать» хорошую тягу, да организовать «дым столбом»…

 

         Ленин жив. Этим апрелем ему исполнится 146 лет. Жива ещё и историография. Ленин, утверждает она, которого русским по крови можно назвать лишь отведя глаза, ненавидел Россию искренне и страстно. Разные, (не исключаю, что частично фальсифицированные) источники, число российских подданных, погибших насильственной смертью в период правления гениального Предсовнаркома, определяет числами от 3 до 37 миллионов. Трагедия или статистика?

         Бесспорно: Германский транзит. Госпереворот. Цареубийство. Уничтожение интеллигенции. Уничтожение крестьянства. Уничтожение оплота России - офицеров. Распродажа величайших исторических ценностей.

         Из Послания патриарха Тихона Совету народных комиссаров (13/26 октября 1918 года).

         … «Не России нужен был заключенный вами позорный мир с внешним врагом, а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир...          Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть, заглушили в нём сознание греха… Мы переживаем ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ зверя»...

 

Что телевизор, что монитор - куда не взгляни, мнятся мне в кипящих политпросвет-дискуссиях то ленины с лукавым добрым прищуром, то готовые к услугам печники, прячущие в напряжённых усмешках какие-то свои, мужицкие, думки.

 

   Александр Палькин

Свяжитесь с нами

Приглашаем всех желающих разместить на сайте свои творческие новинки. При этом оставляем за собой право отбора предлагаемых материалов.

i
© 2015 Культурный Фонд Николая Палькина.
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.